По вопросам организации концертов:
(4958) 774-88-90
концерт

Домристы России

ЦЫГАНКОВ АЛЕКСАНДР
Александр Цыганков, имеющий звание Народный артист России, считается блестящим специалистом-исполнителем на исконно русском музыкальном инструменте — домре

Последние новости

Интересные факты

Русский инструмент баян: история происхождения

12 августа 2013

Русский инструмент баян: история происхождения
Баян причисляется к числу совершенных гармоник, которые существуют в наше время. Название «баян» можно было встретить в афишах с 1891 года, до этого похожие на баян инструменты назывались гармониками.

Происхождение гармоники связывают с азиатским инструментом шен, который на Руси был уже известен в X в (во времена татаро-монгольского владычества). По мнению некоторых исследователей, этот инструмент из Азии попал в Россию, а после и в Европу, где его модернизировали, и он стал завоевывать популярность.

В России распространение этого инструмента связывают с именем Ивана Сизова, который в 1830 году купил ручную гармонику на Нижегородской ярмарке и открыл гармонную мастерскую. Первая фабрика, где изготавливались гармоники была открыта в Туле в 40 гг. XIX в. и принадлежала Тимофею Воронцову. В год она производила около 10 000 инструментов, что стало одним из факторов распространения этого инструмента.

К середине XIX века гармонику считали символов нового народного инструмента и использовали на всех празднествах и гуляниях.

В России существует большое число национальных гармоник, которые отличаются звукорядом и формами. От места создания гармоники происходило называние инструмента.

На Руси первые гармошки изготавливались тульскими кустарями, и первые такие инструменты имели один ряд кнопок для правой и левой руки. По такому же принципу делались самые маленькие концертные гармоники — черепашки. Они были достаточно голосистыми и звонкими, чтобы производить колоссальное впечатление на публику.

После тульских гармоник также стали появляться гармошки из Саратова, где инструмент получил более необычный тембр, саратовскими мастерами были добавлены в конструкцию колокольчики. Такие гармошки стали популярными в народе.

Диапазон звучания инструментов был расширен вятскими кустарями, которые добавили в левую и правую руку дополнительные кнопки. Инструмент назвали Вятской гармонью.

Все эти инструменты отличались звуком при нажатии кнопки для разжима и сжима мехов. Такие гармони назывались Тальянки и могли иметь русский и немецкий строй. Для игры на нем необходимо было знать, как играть мехами.

Ливенские кустари добились того, что звук никак не изменялся при смене меха. Они не имели обычных ремней, и крепились на кистях на коротких  ремешках. Ливенские инструменты имели очень длинные меха.

В Россию из Европы пришли двухрядные гармошки, которые также назывались «двухзвукорядные» гармошки, а также Русские венки.

Однако на настоящий момент такие гармошки являются редкостью, так как со второй половины XX века началось их вытеснение хромками.

Баян в современном понятии появился благодаря конструктору Петру Стерлигову. Популярность баяну принес музыкант Яков Федорович Орланский-Титаренко. Инструмент назвали в честь знаменитого русского музыканта Бояна в 1907 году, завоевавшего большую популярность.

Похожие материалы

Ребро фаски медиатора и его влияние на звук
Каждый музыкант знает, что форма и размеры медиатора не настолько сильно влияют на качество звукоизвлечения. Зато в значительной степени на него...
19 июля 2014
Происхождение и история балалайки
Балалайку часто называли «балабайкой». Название инструмента является народным, возможно его связывали с «балаканьем» струн при игре. В народном...
10 августа 2013
Откровения Тамары Ильиничны Вольской
Заслуженная артистка России, профессор Уральской Государственной консерватории Тамара Ильинична Вольская рассказала о своем видении русской и...
19 августа 2013
Народные инструменты в XXI веке — мысли вслух от народного артиста Александра Андреевича Цыганкова
Музыкальный мир содержит различные и по своему тембру, и по размеру инструменты. Каждый из них выполняет определенную роль и несет характерные...
13 сентября 2013
Мнение Елены Прокофьевны Янковской по поводу прошедшего В Москве III-го конкурса юных исполнителей на русских народных  инструментах им. Н.П. Будашкина
В составе жюри конкурса присутствовала профессор Новосибирской Государственной консерватории им. Глинки Елена Прокофьевна Янковская.По ее словам,...
7 июня 2013